Нормы расхода топлива самостоятельно устанавливаются предприятием
Как известно, предприятия, обслуживая свои автомобили (приобретенные или арендованные), должны списывать фактически израсходованные горюче-смазочные материалы на основании путевых листов согласно фактической стоимости таких материалов, но с учетом норм расходов, приведенных в Приказе Минтранса от 10.02.98 г. № 43.
Однако, как уже выяснилось в суде, такое утверждение не совсем правильное .
Хотя путевой лист и является первичным документом с целью подтверждения налоговых расходов, в прошлом году признали применения предприятиями самостоятельно изготовленных форм бланков путевых листов. Единственное требование - соблюдение в содержании документа обязательных реквизитов или реквизитов типовых или специализированных форм, предусмотренных п. 2.7 Положения об обеспечении записей в бухучете, утвержденного Приказом Минфина от 24.05.95 г № 88 (Письмо Мининфраструктуры от 23.04.2013 г. № 4492 / 25/10-13 )
Зато более интригующим является вопрос списания бензина ( топлива ) только в пределах норм затрат.
Так, налоговые органы и в дальнейшем при предоставлении налоговых консультаций указывают на обязанность предприятий списывать расходы на использование горюче-смазочных материалов, исходя из данных о пробеге автомобиля согласно Нормам расходов. Причем, если таковые отсутствуют в самом Приказе № 43, то юрлицу следует обратиться в ГП " ГосавтотрансНИИпроект " с соответствующим заявлением о разработке временных индивидуальных базовых линейных норм расхода топлива на отсутствующие в Приказе № 43 модели ( модификации) автомобилей.
Кстати, по нашему мнению, такой подход налоговых органов иногда искажает реальную картину.
Пример.
Согласно Приказу № 43 норма расхода топлива для автомобилей марки BMW 735i (4- дв. Седан, V p, куб. См - 3430) установлен на уровне 14.6 л/100 км. В то время как такой же автомобиль 2000-2001 г. по данным производителя имеет расход бензина 17.2 л/100 км по городу, 9.1 л/100 км по трассе и средний - 12.1 л/100 км. Таким образом, в зависимости от режима использования автомобиля, расход топлива может быть больше или меньше нормы по Приказу № 43. Впрочем, в налоговые расходы попадут только расходы топлива не больше чем 14.6 л/100 км.
К счастью, такая ситуация устраивает не всех руководителей предприятий. Один из таких руководителей собственно и обратился за налоговой консультацией и, получив ее, обжаловал в суде.
Вышеописанная позиция налогового органа не нашла своей поддержки. Суд признал, что данные нормы Приказа № 43 предназначены для планирования потребности предприятий в топливно-смазочных материалах и контроля за их расходами, ведения отчетности, введения режима экономии и рационального использования нефтепродуктов, а также могут применяться для разработки удельных норм расхода топлива. Суд отметил и то, что указанный приказ не прошел госрегистрацию в Минюсте.
Процитируем новую позицию налогового органа в комментируемом письме : ".. согласно заключению суда, плательщик налога на прибыль предприятий, должен учитывать расходы на приобретение горюче-смазочных материалов на основании первичных документов в пределах установленных или самостоятельно рассчитанных норм расходования топлива. При этом, расходы на заправку автотранспорта могут быть включены в расходы налогоплательщика в случае использования такого автотранспорта в его хозяйственной деятельности и только в установленных пределах расхода топлива с учетом условий эксплуатации автотранспорта, в случае если на законодательном уровне не утверждена типовая форма первичного документа по учету горюче-смазочных материалов. "
Я не юрист и не налоговый инспектор, но считаю, что нормы расхода ГСМ, указанные в паспорте производителя, более приоритетны, чем нормы установленные средне-потолочным расчетом (по справочнику Стеля), указанные в приказе № 43. Искренне рада за руководителя, выигравшему суд у налоговой. (наконец-то хоть кто-то посадил их в лужу).
Додати коментар
Будь ласка, увійдіть на сайт під власним логіном для додавання коментарів