Тема: Форма М29

Прислано Valentin November 19 2013 23:15
#7

Портал сметчиков

Что проверяет КРУ


Функции и задачи КРУ
Согласно статье 2 Закона главной задачей контрольно-ревизионной службы в Украине является осуществление контроля за расходованием средств и материальных ценностей, их сохранностью, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые получают средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов.
[spoiler]
Функциями ГлавКРУ, областных, в городах Киеве и Севастополе КРУ, а также подразделений КРУ в городах и районах в соответствии со статьей 8 и 9 Закона являются:
- проведение ревизий и проверок финансовой деятельности, состояния сохранности средств и материальных ценностей, достоверности учета и отчетности;
- проведение ревизий и проверок правильности расходования государственных средств;
- контроль над устранением недостатков и нарушений, выявленных предыдущими ревизиями и проверками;
Указанная статья Закона устанавливает, что контроль органами КРС осуществляется в форме ревизий и проверок и при этом даёт понятие ревизии и проверки. Ревизия - это метод документального контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, учреждения, организации, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального изобличения нехваток, растрат, присвоений и краж средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений. По результатам ревизии составляется акт. Проверка - это обследование и изучение отдельных участков финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций или их подразделений. Результаты проверки оформляются справкой или докладной запиской. В то же время установлено, что во всех случаях выявления нарушений нормативных актов, злоупотреблений, приписок, серьезных недостатков в ведении учета и отчетности, когда государству причинен ущерб - по результатам проверки составляется акт, а не справка.
В чем отличия между проверкой и ревизией? Пункт 1.4 Инструкции2 указывает, что ревизия предусматривает комплексное, полное и объективное изучение первичных документов. То есть, ревизия - это более систематизированная и всеобъемлющая форма контроля, чем проверка.
То, что органы КРС являются контролирующими, в этом нет сомнения. Однако здесь необходимо сделать уточнение. Они являются контролирующими в понимании Указа Президента Украины «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности»3 (далее-Указ). Согласно статье 5 Указа контролирующими органами являются органы государственной контрольно-ревизионной службы в пределах их компетенции. Отмеченные в этой статье контролирующие органы имеют право проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности лишь в пределах их компетенции, определенных этой статьей, относительно:
- бюджетных ссуд;
- ссуд и кредитов, гарантированных средствами бюджетов;
- целевого использования дотаций и субсидий, других бюджетных ассигнований, средств внебюджетных фондов;
- надлежащего выполнения государственных контрактов, авансированных за счет бюджетных средств.
Статья 2 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами»4 приводит исчерпывающий перечень контролирующих органов, в котором органы КРС отсутствуют. В этой статье отмечается, что контролирующие органы (в понимании данного Закона) имеют право осуществлять проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты лишь относительно тех налогов и сборов, которые отнесены к их компетенции этой статьей. Подпунктом 2.2.2. этой же статьи установлено, что другие государственные органы (то есть не перечисленные в этой статье) не имеют права проводить проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов, в том числе и по запросам правоохранительных органов.
Отсюда сделаем заключение: органы КРС не имеют право проводить проверки, которые касаются начисления и уплаты налогов и неналоговых платежей. Что касается проверок по запросам правоохранительных органов, то к ним мы обратимся чуть ниже. А пока выясним


Что может проверить орган КРС
При проведении проверок органы КРС могут выяснять следующее (пп.3.32.6 Инструкции5):
- сколько и каких счетов открыто в учреждениях банков, проверять кассу, кассовые и банковские операции, при необходимости сверять отдельные финансовые и другие документы, которые находятся у субъекта проверки с такими же документами в учреждениях банков, и убеждаться в их идентичности и достоверности:
- состояние расчетов за отпущенную продукцию (предоставленные услуги и т.п.), обращая особое внимание на дебиторскую задолженность с продолжительным сроком её существования, осуществление мероприятий по взысканию этой задолженности;
- объем экспортных и импортных операций субъекта проверки за соответствующий период, в том числе бартерных, правильность применения цен и тарифов при осуществлении этих операций, своевременность расчетов по ним;
- факты открытия валютных счетов за границей и нахождение на них валютных средств скрытых от учета;
- В зависимости от цели ревизии (проверки) могут проверяться и другие направления финансово-хозяйственной деятельности объекта проверки.
Согласно статье 10 Закона работники КРС при проведении ревизий (проверок) имеют такие права:
- ревизировать и проверять денежные и бухгалтерские документы, отчеты, сметы и другие документы, которые подтверждают поступление и расходование средств и материальных ценностей, проводить проверки фактического наличия ценностей.
- беспрепятственного доступа в производственные и прочие помещения для их обследования и выяснение вопросов, связанных с ревизией или проверкой.
- в необходимых случаях опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы, а при выявлении подделок, других злоупотреблений изымать необходимые документы на срок до окончания ревизии или проверки, с составлением акта изъятия и копий или реестров изъятых документов;
- получать от банков и других кредитных учреждений необходимые сведения, копии документов, справки о банковских операциях и остатках средств на счетах объектов проверки (ревизии), а от других предприятий и организаций, в том числе негосударственных форм собственности - справки и копии документов об операциях и расчетах с предприятиями, учреждениями, организациями, которые ревизуются или проверяются.
- получать от служебных и материально ответственных лиц объектов проверки (ревизии), письменные объяснения по вопросам, которые возникают в ходе ревизий и проверок;
- налагать в случаях предусмотренных законом административные взыскания на руководителей и других служебных лиц предприятий, учреждений и организаций;
Как видим, компетенция органов КРС достаточно обширная, и сводится к контролю над правильностью расходования бюджетных средств. Так ли это на самом деле увидим дальше, а пока рассмотрим


Полномочия органов КРС при проверке «бюджетников»
Статья 2 Бюджетного кодекса6 даёт определение бюджетного учреждения – это орган, учреждение или организация созданные органами государственной власти или местного самоуправления, которые полностью содержатся за счет государственного или местных бюджетов. Основными задачами при проведении ревизий (проверок) бюджетных учреждений являются:
- соответствие взятых бюджетных обязательств и выделенных бюджетных ассигнований;
- проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, правильности полноты и достоверности ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
- выявление и проверка сути сомнительных финансовых операций;
- проверка законности и правильности образования и использования централизованных фондов, бюджетного финансирования;
- проверка правильности расчетов затрат на удержание аппарата министерства, другого центрального органа исполнительной власти, соблюдения действующих нормативных актов при расходовании средств на их удержание, обеспечения сохранности государственного имущества.
- проверка состояния расчетов с бюджетом, законности получения доходов, льгот, соблюдения действующего законодательства при изменении формы собственности путем корпоратизации, выкупа, приватизации, законности проведенных операций в сфере внешнеэкономической деятельности.
Статья 116 Бюджетного кодекса даёт понятие бюджетного правонарушения, которым в частности является нарушение участником бюджетного процесса порядка выполнения бюджета или отчета о его выполнении. Участниками бюджетного процесса являются распорядители и получатели бюджетных средств. Под распорядителями понимаються бюджетные учреждения, которые уполномочены на получение бюджетных ассигнований и осуществление расходов из бюджета. К получателям бюджетных средств относятся предприятия и организации которые не имеют статуса бюджетного учреждения, но получают средства из бюджета в виде финансовой помощи или уполномочены на выполнение общегосударственных программ.
Таким образом, на эти субъекты могут налагаться взыскания за бюджетные нарушения в виде прекращения операций с бюджетными средствами и применения административных взысканий к должностным лицам (статья 124 Бюджетного кодекса). Взыскания налагаются решением руководителя органа КРС на основании акта ревизии или протокола о бюджетном правонарушении.
По статье 2341 Кодекса об административных правонарушениях7 налагать административные взыскания могут начальник ГлавКРУ и его заместители, начальники контрольно-ревизионных управлений и их заместители.


Когда КРС может прийти во внебюджетную организацию
Для нас с вами важно выяснить какие предприятия могут контролировать органы КРС. Инструкция к таким субъектам относит :
- предприятия, учреждения, организации - центральные и местные органы исполнительной власти (кроме Администрации Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, Службы безопасности Украины);
- бюджетные учреждения и организации;
- казенные предприятия независимо от источников финансирования;
- предприятия и организации, их объединения независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, которые получают (получали в ревизионном периоде) средства из бюджетов всех уровней или государственных целевых фондов, или средства, которые остаются в распоряжении таких субъектов в связи с предоставленными льготами по платежам в бюджет.
Итак, вы определили, что ваше предприятие не является подконтрольным КРС. Может ли сотрудник КРС прийти к вам с проверкой? Да может. Но только со встречной проверкой. Инструкция определяет встречную проверку, как метод документального подтверждения, с целью выяснения реальности, операций и расчетов, их вида, объема и качества, которые осуществлялись между субъектом контроля и его контрагентом, то есть вашим предприятием. Однако как определить в момент визита сотрудников КРС, с какой именно они проверкой пожаловали? В соответствии с Приказом8 представитель контролирующего органа перед началом проверки
должен обязательно сделать запись в журнале проверок, заполняя все
предусмотренные графы (в частности графу „цель и характер проверки”) и поставить свою подпись. Если проверяющий откажется это сделать, то у вас есть основание недопустить его к проверке. Это также будет провомерным если в названной графе проверяющий укажет что проводится иная проверка нежели встречная.
Что касается порядка проведения проверки, то пунктом 1.4. Инструкции определено, что организация проведения ревизии (проверки) регламентируется исключительно Законом и этой Инструкцией. Ревизия (проверка) министерства, другого центрального органа исполнительной власти, предприятия, учреждения, организации в плановом порядке или по инициативе КРС может проводиться не чаще чем один раз в год. Срок ревизии (проверки), как правило - не более 30 рабочих дней. В отдельных случаях этот срок может быть продолжен, кстати, не определено до каких пределов. Но это касается плановых проверок, а вот по поручению правоохранительных органов ревизия или проверка может быть проведена в любое время.
В соответствии со статьей 14 Закона, органы КРС проводят ревизии и проверки субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности по постановлению прокурора или следователя, вынесенного в ходе расследования уголовного дела. По обращению Прокуратуры, Министерства внутренних дел, Службы безопасности Украины, налоговых инспекций органы КРС проводят ревизии и проверки на подконтрольных предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности. По пункту 1.1. Инструкции9 под обращением правоохранительных органов понимаются постановления следователей или прокуроров, а также требования, поручения или просьбы руководителей органов прокуратуры, МВД, СБУ, налоговой службы и Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины.
Вот исчерпывающий перечень правоохранительных органов и лиц имеющих право обратиться к органу КРС с поручением о проведении проверки и ревизии:
прокуроры (ч.3. ст.20 Закона10);
руководители районных и городских отделений милиции (п.24 ст.11 Закона11);
руководители специальных подразделений МВД по борьбе с организованной преступностью (пп. „в” п.2 ст.12 Закона12) ;
начальники подразделений государственной службы борьбы с экономической преступностью (пп.5 п.5 Положения13);
подразделения налоговой милиции органов государственной налоговой службы Украины (ст.22 Закона14, п.24 ст.11 Закона11);
специальные подразделения СБУ по борьбе с коррупцией и организованной преступностью (пп. „в” п.2 ст.12 Закона12);
следователи и прокуроры в уголовных делах, находящихся в их производстве (ст.66 УПК Украины15);
координационный комитет по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины ( пп.6 п.5 Положения16).
Законодательство чётко не определяет круг вопросов, по которым правоохранительные органы могут поручить органу КРС проверить предпринимательскую структуру. Задача (цель) ревизии или проверки в данном случае определяется органом, который поручил ее проведение. Перечень задач проверок, который приведён в Инструкции, не является исчерпывающим. То есть по сути формулировки задач проверок могут быть различными. Работник, который осуществляет ревизию (проверку), выполняет служебное поручение и непосредственно подчиняется руководителю органа КРС. Документ (акт, справка, докладная записка) о результате ревизии (проверки) передается органу, который дал поручение на её проведение и может в дальнейшем использоваться только этим органом.
Подведём итог. Документ, составленный по результатам ревизии (проверки), проведенной КРС по поручению правоохранительных органов:
не может напрямую использоваться КРС для наложения взыскания;
может в дальнейшем использоваться только тем органом, который дал поручение на проведение ревизии (проверки).
Напомним ещё раз, что органы КРС не имеют права проводить проверки своевременности, достоверности и полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) даже по запросам правоохранительных органов.
Несколько слов скажем о праве КРС останавливать расходные операции по счетам в банках и других финансовых учреждениях, в случаях, когда руководство субъекта проверки препятствует сотрудникам КРС исполнять свои обязанности. Под препятствованием, в соответствии с Порядком17 понимаются действия или бездействие руководства субъекта проверки, которые влекут невозможность выполнения должностными лицами органа КРС на протяжении более одного рабочего дня своих служебных обязанностей, связанных с проведением на законном основании ревизии или проверки, в частности:
недопущение ревизоров к ревизии или проверке;
не предъявление по их письменному требованию необходимых бухгалтерских и других документов;
отбытие руководителя и/или главного бухгалтера в командировку или выход в отпуск без возложения выполнения обязанностей на других должностных лиц объекта, после получения сообщения о начале ревизии (проверки);
не выделение соответствующих специалистов для инвентаризации денежных средств и материальных ценностей.
Приостановлению подлежат все расходные операции по счетам субъекта проверки за исключением операций по уплате налогов и сборов, других платежей в бюджет, а также взысканий по решениям органов которым предоставлено такое право в соответствии с законом.
Существует мнение ГлавКРУ (письмо от 02.09.2002 г. №13-14/1-578) о том, что в случае если субъект предпринимательской деятельности получает средства от бюджетных организаций по гражданско-правовым договорам за предоставленный товар (услуги, работы), то соответственно эти средства являются бюджетными. Такая позиция по нашему мнению является неправильной. Например, это прямо противоречит статье 224 Гражданского кодекса18. То есть если продавец продал свой товар и получил за него деньги, то они уже являются его собственностью, независимо от того, чьи деньги он получил - бюджетные или нет.


Может ли орган КРС налагать финансовые санкции
Статья 10 Закона устанавливает право органов КРС применять финансовые санкции к субъектам предпринимательской деятельности, ссылаясь при этом на пункт 7 статьи 11 Закона «О государственной налоговой службе в Украине». По нашему мнению ссылка на данный пункт не совсем корректна. Во-первых, этот закон определяет статус налоговой службы и её функции, то есть является специальным законом. Во-вторых, в этом пункте идет речь именно о праве налогового органа налагать санкции. Инструкция также указывает на возможность КРС налагать финансовые санкции. Однако Инструкцией оговаривается, что это возможно лишь в рамках компетенции органов КРС. Что такое компетенция? Ни один из нормативных документов посвященных КРС не содержит определения „компетенции”. Обратимся к правовому источнику – Указу Президента19, в котором говорится, что для определения круга полномочий, закреплённых за каждым органом исполнительной власти в соответствии с возложенными на него функциями и задачами, применяется понятие „компетенция”(о компетенции органов КРС см. в разделе „Функции и задачи КРС”, „Полномочия органов КРС при проверке «бюджетников»”).
С учетом всего сказанного нами выше сделаем вывод – финансовые санкции орган КРС может налагать лишь на подконтрольные ему предприятия. Что касается не подконтрольных, то это уже компетенция других контролирующих органов.


ГЛАВНОЕ:
- органы КРС могут проводить лишь встречные проверки не подконтрольных им хозяйствующих субъектов по письменному поручению правоохранительного органа;
- органы КРС не могут проводить проверки полноты и правильности уплаты налогов и сборов даже по поручению упомянутых органов;
- работники КРС могут налагать административные штрафы на должностных лиц подконтрольных им предприятий;
- накладывание финансовых санкций на не подконтрольное предприятие не входит в компетенцию КРС и может осуществляться органами налоговой службы.
Нормативная база:
Закон Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» от 26 января 1993 года № 2939;
Инструкция «О порядке проведения проверок, ревизий Расчётной палатой Украины» утверждена Постановлением Коллегии расчётной палаты от 3 декабря 1999 года № 25-1, зарегистрирована в Минюсте 21 декабря 1999 года №891/4184;
Указ Президента Украины «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» от 23 июля в 1998 года № 817/98;
Закон Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21 декабря 2000 года №2181-III;
Инструкция «О порядке проведения ревизий и проверок государственной контрольно-ревизионной службой в Украине», утверждена приказом Главного контрольно-ревизионного управления (ГлавКРУ) Украины от 3 октября 1997 года № 121;
Бюджетный кодекс Украины от 21 июня 2001 года;
Кодекс об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 года, с изменениями и дополнениями;
Порядок ведения журнала посещения субъектов предпринимательской деятельности контролирующими органами (Журнал регистрации проверок), утверждён приказом Госкомпредпринимательства от 10 августа 1998 года № 18, зарегистрирован в Минюсте 1 октября 1998 года № 619/3059;
Инструкция «Об организации проведения ревизий и проверок органами государственной контрольно-ревизионной службы в Украине по обращениям правоохранительных органов» утверждена приказом Главного контрольно-ревизионного управления (ГлавКРУ) Украины от 26 ноября 1999 года № 107;
Закон Украины «О прокуратуре» от 5 ноября 1991 года № 1789-XII;
Закон Украины «О милиции» от 20 декабря 1990 года № 565-XII;
Закон Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» от 30 июня 1993 года № 3341-XII;
Положение «О государственной службе борьбы с экономической преступностью» утверждено Постановлением КМУ от 5 июля 1993 года № 510;
Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 4 декабря 1990 года № 509-XII;
Уголовно-процессуальный кодекс Украины от 28 декабря 1960 года, с изменениями и дополнениями;
Положение «О координационном комитете по борьбе с коррупцией и организованной преступностью», утверждено Указом Президента Украины от 13 мая 2003 года № 402/2003;
«Порядок остановки и возобновления расходных операций предприятий, учреждений и организаций по счетам в банках по представлению органов государственной контрольно-ревизионной службы в Украине», утвержден приказом ГоловКРУ Украины от 11 мая 2002 года № 117;
Гражданский кодекс УССР от 18 июля 1963 года;
Указ Президента Украины «О мерах относительно внедрения Концепции административной реформы в Украине» от 22 июля 1998 года № 810/98.
Богдан Флинта, юрист[/spoiler]

ГЛАВНОЕ:
- органы КРС могут проводить лишь встречные проверки не подконтрольных им хозяйствующих субъектов по письменному поручению правоохранительного органа;